stroiekodom.kz

Статьи

С чего начать?

27.09.2018

Строим дом: как оформить?

 

Как правильно оформить построенный дом или пристройку к уже существующему частному жилью, куда идти и в какие органы обращаться, прежде чем начать стройку? «Крыша» разузнала обо всех изменениях в законодательстве, касающихся жилищного строительства, также изучила нормы и правила расположения объектов на участке.

 

За комментариями мы обратились к первому заместителю руководителя Управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) г. Алматы Жанату Айтлеу и руководителю отдела индивидуального жилищного строительства Управления государственного архитектурно-строительного контроля (УГАСК) г. Алматы Айдыну Серикбаеву.

 

По словам специалистов, сегодня практически невозможно ввести в эксплуатацию объекты, построенные без проектной документации. То есть если раньше схема строительство — ГАСК — уплата штрафов — узаконение могла существовать, то сегодня подобные вольности практически невозможны, поскольку с 2016 года в действие вступили изменения, согласно которым самострой в эксплуатацию не вводится.

 

    Нововведения: с 1 января 2016 года устранены рабочая и приёмочная комиссии, а с 1 апреля 2015-го изменена система контроля за строительством. Процесс приёмки осуществляется заказчиком, подрядчиком (выдача заказчику по окончании строительства декларации о соответствии), техническим надзором (выдача заключения о качестве СМР), авторским надзором (предоставление документа о соответствии выполненных работ проекту).

 

С чего начать?

Расскажем всё по порядку. Любое новое строительство, имеющее фундамент (в том числе пристройка, надстройка к существующему дому), требует получения АПЗ (архитектурно-планировочного задания на разработку проекта). Для получения такого задания при строительстве технически несложных объектов в районный ЦОН нужно сдать:

 

    заявление утверждённой формы;

    копию удостоверения личности (иметь при себе оригинал для сверки);

    копию утверждённого заказчиком задания на проектирование;

    копию правоустанавливающего документа на земельный участок или решения местного     исполнительного органа на реконструкцию (перепланировку, переоборудование);

    опросный лист для технических условий (ТУ).

 

Последний документ очень важен. В листе ТУ компании по отпуску воды, электричества, газа, канализационным услугам должны предоставить информацию о наличии соответствующих сетей (при новом строительстве) или рассчитать объём отпускаемых услуг, чтобы было понятно, хватит ли его для обслуживания пристройки или надстройки.

 

Без технических условий УАиГ не имеет права выдавать АПЗ (исключения — выдача заданий на перепланировку квартир и жилых домов, переоборудование квартиры под нежилое помещение, реконструкцию существующих зданий и сооружений).

При строительстве объектов сезонного, временного назначения или хозяйственно-бытовых построек (времянки, гаражи, сараи) АПЗ получать не нужно.

 

Если все требуемые документы имеются, их нужно сдать в районный ЦОН, который затем направит их в архитектуру.

На получение АПЗ уходит до 15 дней — в случае технически несложных проектов, 17 дней — для сложных и 2 дня — при мотивированном отказе в выдаче документа.

АПЗ и технические условия действуют в течение всего срока нормативной продолжительности строительства, утверждённой в составе ПСД. Как правило, это 6–24 месяца.

 

В архитектурно-планировочном задании указываются градостроительные, архитектурные требования и ограничения, которые должны быть учтены при разработке эскизного проекта объекта:

 

    красные линии на участке,

    водоохранные зоны,

    интересы соседей смежных участков,

    требования к конструкции с учётом сейсмичности районов,

    размеры дома (20 % участка должны быть отданы под озеленение),

    площадь здания в процентном соотношении к размеру участка,

    требования к отделке и инженерным сетям,




 

Как и прежде, строить дом разрешено из всех лицензионных материалов (дерево, усиленный каркасом кирпич, лёгкие стальные тонкостенные конструкции, СИП-панели, каркасно-камышитовые и др.). Саманные дома и жильё из контейнеров — под запретом.

Второй шаг

 

С полученными рекомендациями в АПЗ можно приступать к следующему этапу — разработке предпроектной и проектно-сметной документации (эскизного проекта).

Срок действия ПСД — 3 года. Разработкой указанного документа могут заниматься как организации, так и частные лица, имеющие соответствующую лицензию. Готовый проект нужно согласовать в УАиГ. На это уходит в среднем 10 рабочих дней.

 

    Жанат Айтлеу,

    первый заместитель руководителя УАиГ

 

    — В 2015 году нашим управлением было выдано 2 899 АПЗ, количество согласованных проектов составило 1 473. В первые месяцы 2016-го выдали 694 АПЗ, согласовали пока 178. Советуем всем застройщикам начинать строительство только после оформления разрешительных документов (АПЗ, согласование и экспертиза проекта, регистрация уведомления).

 

Заключительный этап

 

Далее нужно пройти экспертизу проекта, которую сейчас осуществляет не только госэкспертиза, но и частные компании. На это по закону даётся 45 дней.

Кроме этого, перед началом строительства собственник должен заключить договоры с организациями, производящими авторский и технический надзор, а также с подрядной организацией на проведение строительно-монтажных работ (СМР). Они будут контролировать возведение объекта с нуля.

 

После получения договоров с субъектами частного рынка застройщик уведомляет ГАСК о начале проведения СМР. С этого момента заказчик начинает работать с подрядной организацией самостоятельно. Авторский и технический надзор ведут контроль за качеством строительства. В случае отклонений технадзор вносит замечания и следит за их устранением.

 

    Каждый технадзор имеет свой именной аттестат (выдаётся УГАСК г. Алматы), являющийся пропуском для работы.

 

Если авторский и технадзор выполнили свои обязательства некачественно, то ГАСК при инспектировании строящегося объекта имеет право привлечь организацию к административной ответственности — приостановить действие аттестата на 6 месяцев и выписать штраф в размере 200 МРП (1 МРП в 2017 году равен 2269 тенге).

 

    Айдын Серикбаев,

    руководитель отдела индивидуального жилищного строительства УГАСК г. Алматы

 

    — Сейчас нет нормы, которая регулирует самострой. При этом штрафы не являются основанием для ввода объекта в эксплуатацию. Они выписываются за то, что гражданин совершил правонарушение и за это несёт административное наказание. При выявлении несанкционированного строительства первым делом привлекаем к административной ответственности, по каждой статье свой размер штрафа. За строительство без ПСД, не прошедшей экспертизы, — 120 МРП, без сопровождения авторского и технического надзора — 40 МРП. Затем выдаём предписание об устранении нарушений. Если ему не следуют, мы обращаемся в административный суд. Здесь штраф — 5 МРП, приостановление СМР на месяц-два. Потом при вторичном нарушении закона вступают в действие другие статьи Административного кодекса РК. Штраф уже составляет 100 МРП, приостановление работ. Кроме того, за эксплуатацию неузаконенных объектов — штраф 10 МРП. Граждане должны понять, что строить без документов нельзя.

 

В целом за I квартал 2016 года в это управление поступило только 18 уведомлений о начале строительства ИЖС. На сегодня свыше 200 объектов в Алматы строятся без разрешительных документов, по ним приняты решения о приостановлении строительства. По 22 объектам как жилого, так и коммерческого назначения имеются решения о сносе.

 

При сдаче объекта в эксплуатацию технический и авторский надзор дают заключения о качестве объекта. После этих двух заключений подрядчик сдаёт декларацию. Далее застройщик или заказчик вводит объект в эксплуатацию самостоятельно по данным ему заключениям.

 

    Согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», производить самостоятельную приёмку технически несложных строительных объектов в эксплуатацию заказчик или застройщик может в несейсмоопасных регионах РК. В сейсмически опасных районах (Алматы, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Кызылординская и Мангистауская области) приёмка объекта осуществляется совместно с техническим и авторским надзором.

 

Приёмка построенного объекта в эксплуатацию оформляется актом, который подписывается заказчиком, подрядчиком, лицами, осуществлявшими технический и авторский надзор. Утверждённый акт приёмки необходимо зарегистрировать в ЦОНе.Статьи

 

Надеемся, что предоставленная информация поможет вам учесть все нюансы, связанные с получением разрешительных документов, при строительстве частного дома.